Зеленый индекс |
Экспозиция фестиваля "Зодчество". Фото О.Орлова
|
«Индекс устойчивости» — тема семнадцатого фестиваля «Зодчество», прошедшего в Москве. Архитектура и экология России требуют индексации: государству необходимо сверху стимулировать внедрение экотехнологий за счет льготного кредитования и налогообложения, а также покрыть часть издержек на развитие отечественной экоиндустрии. |
Ольга Орлова // 30 октября 2009 |
Куратор фестиваля архитектор Юрий Аввакумов остроумно сыграл на многозначности слова «устойчивость». Здесь прочитывается и слоган, предложенный для этого года Международным союзом архитекторов: «Энергия архитекторов против глобального кризиса» (Architect’s energy versus global crisis),и западный тренд sustainability (экологическая устойчивость), который в России, по мнению куратора, пока отсутствует, но именно противостояние кризису может способствовать его утверждению в стране. «Нефтяные деньги исключали заботу о сбережении ресурсов, — говорит Аввакумов. — Теперь время задуматься о соответствие экологическим стандартам развитого мира». Передовой опыт в этой области был представлен в специальном павильоне «Green Нouse» (см. обзор журнала «ЭКА.ru» «Экология в кубе»). Главным принципом отбора, по словам куратора экспозиции Владимира Белоголовского, была новая эстетика на стыке решения экологических проблем и применения инновационных технологий. Представив этот срез всемирного опыта экологического проектирования, куратор призвал российских проектировщиков и строителей не cводить понятие «зеленой архитектуры» к энергосбережению. Однако, согласно статистике, самый большой энергорасход в стране приходится именно на отопление: две трети от всей производимой энергии (для сравнения на освещение у нас уходит всего 1 %), причем 70% от этой львиной доли тратится на обогрев улицы. Пока российские заказчики более склонны доверять языку цифр, поэтому энергосбережение — не только самый актуальный в климатических условиях нашей страны, но и пока единственный экономически убедительный аспект экостроительства. Например, по уверению генерального директора компании-производителя зеленых кровель ZinCo Алексея Веинского, организация газона на крыше улучшает ее теплозащитные качества, что позволяет сократить затраты топлива на обогрев помещения до 2 литров с кв. м в год. А грамотная теплоизоляция фасадов, герметизация оконных и дверных проемов, по словам ведущего технического специалиста компании-производителя теплоизоляционных материалов ROCKWOOL Татьяны Смирновой, сокращает потерю тепла вдвое. Энергосбережение — это так называемые пассивные экотехнологии: они максимально исключают потерю энергии (в частности, тепла), но не направлены на поиски альтернативных ее источников — солнечной, ветряной, биоценозной. Консультант по экологии великобританского проектно-технологического бюро «Buro Happold» Марк Дабровски, представивший в рамках «Зодчества» доклад «Эко-дизайн — это дешево», отмечает, что в экологическом проектировании всегда важно учитывать соотношение «финансы–время», а недавний строительный бум в нашей стране приоритет всегда оставлял за быстрыми деньгами. «Экологические дома на стадии строительства дороже на 10-15%, — указывает аналитик, — но они же и самые дешевые в эксплуатации: дополнительные затраты окупаются уже через четыре года». Учет такой перспективы у нас мог заботить только тех, кто строит себе собственный загородный дом для постоянного проживания. Эксперты советуют уже на стадии выбора участка обратиться к аналитикам по экологии, которые просчитают затраты на строительство и перспективную экономию за счет использования «зеленых» технологий. Однако специализируются пока на таком экоконсалтинге только западные компании. Онирассчитывают возможность экономии ресурсов как на этапе строительства, так и при эксплуатации дома, а также минимизируют ущерб при внедрении постройки в окружающую среду, рекомендуют материалы, произведенные в природно-щадящем режиме, продумывают срок эксплуатации объекта, потери в случае его сноса, разборки, частичной утилизации. Российский опыт в области «устойчивых» методик демонстрировал авторский павильон Сергея Чобана и Ирины Шиповой «Россия».Их экспозиция «(Не)прикосновенный запас» осветила отечественный опыт конверсии промышленных объектов. Этот проект выиграл в устроенном Юрием Аввакумовым конкурсе кураторских программ. Реновация промзон — одна из самых востребованных в нашей стране экологических стратегий. Разорение бывшей советской промышленности за годы перестройки и вывод вредных производств за пределы города освобождают огромные площади в центре города. Эти приходящие в запустение участки жестко вписаны в градостроительный контекст и историю территорий, зачастую являются камертонами мест — держат пространство. Тем более важно их бережное перепрофилирование, особенно, когда объекты приспосабливают под общественную функцию: в павильоне «Россия» это «Музей воды Санкт-Петербурга», Центр современного искусства «Винзавод». Менее радует факт оккупации центральных городских пространств офисами: бизнес-центр «Фабрика Станиславского», офисный центр «Дом Бенуа» — как правило, это и пластически при реставрации менее интересные и гуманные решения. Представлен на экспозиции и совсем печальный опыт ныне уже снесенной фабрики «Красная роза» (также известной как ARTPLAY), которую эксперты MAPS (Московского Общества Охраны Архитектурного Наследия) признавали за самую корректную реконструкцию прома в нашей стране. Первоначально в экпозиции предполагалось устроить резервуары с водой, в которой якобы потопляется эта Антлантида. Воду, в силу технических причин, заменили на мокрые камни. Авторы экспозиции бьют тревогу. Большинство экорешений, вносимых нашими архитекторами в проект, выхолащивается при его реализации. Исключение лишь подтверждает правило: архитектору Антону Мосину удалось построить поселок «Evergreen» с зелеными кровлями. В целом же опрошенные в рамках «Зодчества» архитекторы были солидарны с мнением организатора фестиваля по пропаганде экологической архитектуры «Города» Александра Асадова: «Экология в наших проектах держится на чистом энтузиазме со стороны архитекторов, не находящем понимания у заказчиков». Ситуацию, по мнению директора российского представительства международной компании «+aap» Нико Риккерта, прочитавшего в рамках «Зодчества» лекцию о перспективах «зеленого» строительства в России, можно исправить только при условии вмешательства государства. На Западе, например, экостроительство поддерживается на госуровне посредством льготного кредитования и налогообложения. Архитекторы изначально нацелены на проектирование с целью получения экосертификата: чем более «устойчивые» предложены ими решения, тем больший рейтинг получает постройка, а от него прямо пропорционально зависит вся финансовая история объекта. Организация в России Совета по экологическому строительству — серьезный шаг в выработке и утверждении в стране цивилизованных норм экопроектирования. Также обсуждаемый сейчас в России Федеральный закон об энергоэффективности должен способствовать, по крайней мере, более интенсивному освоению пассивных экометодов строительства и эксплуатации зданий. «Зеленая» индексация нужна не только строительству, но и «апгрейду» наших интерьеров. Недавней сенсацией в Интернете стала победа в престижном японском конкурсе дизайна проекта «Соломинка из соломы»: автор просто предложил отказаться от пластика и пить напитки из натуральной соломы. Все гениальное - просто. Возможно, кризис заставит нас остановиться и оглянуться вокруг в поиске подсобных, дешевых, доступных решений. Можно ведь отказаться от тиражированно-заводских тенденций дизайна, по крайней мере, жилых интерьеров: разбавить нашу стандартную эстетику, развивая частное семейное (по итальянскому типу) производство, например, мебели и текстиля. Так, известно, художник Николай Полисский сооружает не только гигантские инсталляции из лозы, но и производит со своими николо-ленивецкими промыслами деревянную артмебель. Настоящие экологические решения зачастую основаны на простоте. |